Группа магистров

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Группа магистров » Разное » Сретенье


Сретенье

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией.

На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира.

И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34).

Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.

0

2

По времени Сретение Господне совпадает с древним славянским обрядом почитания огня, так называемым языческим праздником Громницы.

В народном сознании этот большой православный праздник воспринимался еще и как встреча зимы с весной. «В Сретение весна с зимой встретилась»,- говорили наши предки.

Но в середине февраля погожие деньки лишь чередовались с метелями и морозами. Хотя, если на Сретение оттепель свое брала, весну ждали раннюю и солнечную. Сретенская капель предвещала хороший урожай пшеницы, снежная пороша заставляла думать о раннем севе овса, а ветер плодородие фруктовых деревьев гарантировал.

По погоде этого дня и об урожае трав судили. На Сретение принято было племенных птиц овсом закармливать, чтобы летом и осенью они неслись хорошо.

Зимний пейзаж
К.А.Коровин, 1927г.

Когда-то в этот день далекие наши предки разжигали у дорог за околицами грандиозные костры. А всего лишь столетие назад обряд поклонения «живому огню» сменился обычаем изготовления на Сретение «обчественной», или громничной свечи. Ее крутили из воска, собранного с восьми-десяти крестьянских дворов, и хранили по очереди до определенного обетного праздника: Николы зимнего, Варвары, Флора и Лавра и т.п. На торжественную церемонию обязательно приглашался священник, зажигая общественную свечу и служа молебен для всей деревни.
Ежегодно сретенскую, или громничную свечу принято было восстанавливать, наращивая новым воском, и, когда вес ее достигал пуда (16 кг), свеча передавалась на хранение в церковь, а для личного пользования крестьяне оставляли себе небольшие сретенские свечки, хранившиеся за божницей.
Веря в чудодейственную силу громничных свечей, их непременно брали с собой на поля в дни начала пахоты, сева и уборки. Считалось, что они способны сохранить в неприкосновенности зреющие хлеба, предотвратить заломы, сберечь от дурного глаза урожай. А зажженную громницу давали в руки покойнику, искренне надеясь, что пламя маленькой свечки поможет душе умершего отыскать правильную дорогу на «пути загробных мытарств и хождения по мукам».

Чтобы помочь весне, выходили в этот день деревенские мужики на улицу и устраивали зимоборы (ритуальные кулачные бои). Одна часть дерущихся одевалась в кафтаны, другая – в шубы. Если побеждали те, кто был одет в кафтан (летнюю одежду), то и весна должна была вскоре победить зиму. На Сретение святят воду. Сретенская вода всегда почиталась чрезвычайно целительной. Придя из церкви, полагалось трясти садовые деревья, чтобы были они с плодами.

0


Вы здесь » Группа магистров » Разное » Сретенье