По времени Сретение Господне совпадает с древним славянским обрядом почитания огня, так называемым языческим праздником Громницы.
В народном сознании этот большой православный праздник воспринимался еще и как встреча зимы с весной. «В Сретение весна с зимой встретилась»,- говорили наши предки.
Но в середине февраля погожие деньки лишь чередовались с метелями и морозами. Хотя, если на Сретение оттепель свое брала, весну ждали раннюю и солнечную. Сретенская капель предвещала хороший урожай пшеницы, снежная пороша заставляла думать о раннем севе овса, а ветер плодородие фруктовых деревьев гарантировал.
По погоде этого дня и об урожае трав судили. На Сретение принято было племенных птиц овсом закармливать, чтобы летом и осенью они неслись хорошо.
Зимний пейзаж
К.А.Коровин, 1927г.
Когда-то в этот день далекие наши предки разжигали у дорог за околицами грандиозные костры. А всего лишь столетие назад обряд поклонения «живому огню» сменился обычаем изготовления на Сретение «обчественной», или громничной свечи. Ее крутили из воска, собранного с восьми-десяти крестьянских дворов, и хранили по очереди до определенного обетного праздника: Николы зимнего, Варвары, Флора и Лавра и т.п. На торжественную церемонию обязательно приглашался священник, зажигая общественную свечу и служа молебен для всей деревни.
Ежегодно сретенскую, или громничную свечу принято было восстанавливать, наращивая новым воском, и, когда вес ее достигал пуда (16 кг), свеча передавалась на хранение в церковь, а для личного пользования крестьяне оставляли себе небольшие сретенские свечки, хранившиеся за божницей.
Веря в чудодейственную силу громничных свечей, их непременно брали с собой на поля в дни начала пахоты, сева и уборки. Считалось, что они способны сохранить в неприкосновенности зреющие хлеба, предотвратить заломы, сберечь от дурного глаза урожай. А зажженную громницу давали в руки покойнику, искренне надеясь, что пламя маленькой свечки поможет душе умершего отыскать правильную дорогу на «пути загробных мытарств и хождения по мукам».
Чтобы помочь весне, выходили в этот день деревенские мужики на улицу и устраивали зимоборы (ритуальные кулачные бои). Одна часть дерущихся одевалась в кафтаны, другая – в шубы. Если побеждали те, кто был одет в кафтан (летнюю одежду), то и весна должна была вскоре победить зиму. На Сретение святят воду. Сретенская вода всегда почиталась чрезвычайно целительной. Придя из церкви, полагалось трясти садовые деревья, чтобы были они с плодами.